Решение задачи № 6 (для 10-х классов)
Чередования в корне: е – е, уь – и, у –
оь, о – аь. Из нескольких слогов чередование происходит только в
последнем. Если в корне е, то Форма 1 оканчивается на -аш, если
один из чередующихся гласных – то на -уш. Форма 2 оканчивается на -ина
после двух согласных, после одной согласной – на -на, причем н после
зубных ассимилируется им: т+на>тта, д+на>дда, л+на>лла. В
сказке представлен еще один тип: в корне нечередующееся а, форма 1 на -ош,
форма 2 на -ийна.
Задание 1.
дIалачкъуьйтуш |
дIалачкъийтина |
болуш |
баьлла |
декхаш |
декхна |
достуш |
даьстина |
духкуш |
доьхкина |
кхочуш |
кхаьчна |
къегаш |
къегна |
олуш |
аьлла |
тухуш |
тоьхна |
тIехьодуш |
тIехьаьдда |
хоттуш |
хаьттина |
Задание 2. Буквосочетание
кх обозначает один звук, хк – два.
Задание 3. Форма
1 – несовершенный вид, Форма 2 – совершенный.
Задание 4. ищущий (лоьхуш), спросил (хаьттина),
произошел (баьлла), спросил (хаьттина), произнося (олуш), сверкающие
(къегаш), напав (тIехьаьдда).
Задание 5. Неточен перевод в предложении: Вскоре
пришел и волк, приведя (далош) с собой в качестве свидетеля лису. Нужно:
ведя.