UCOZ Реклама

Задача № 6 (для 10-х классов)

            Даны некоторые глаголы чеченского языка в двух грамматических формах, которые мы назовем здесь Форма 1 и Форма 2. Часть форм пропущена:

 

Форма 1:

Форма 2:

 Значение:

 

 

 

беташ

бетта

"сгущаться"

тIeбохуш

тIебаьхна

"договаривать"

уьйзуш

ийзина

"тащить"

дохкуш

даьхкина

"жить"

хуьлуш

хилла

"быть, оказываться"

Iуттуш

Iоьттина

"вонзать"

ешаш

ешна

"таять"

дугIуш

доьгIна

"вставлять"

дехчаш

дехчина

"закаляться"

 ?

дIалачкъийтина

"прятать"

 ?

баьлла

"происходить, выходить"

 ?

декхна

"сосать грудь"

 ?

даьстина

"развязывать"

духкуш

 ?

"продавать"

 ?

кхаьчна

"достичь, повстречаться"

 ?

къегна

"сверкать"

 ?

аьлла

"произносить, молвить"

тухуш

 ?

"ударять"

 ?

тIехьаьдда

"нападать"

хоттуш

 ?

"спрашивать"

 

Задание 1. Заполните пропуски в таблице.

 

            Задание 2. Для каждого из буквосочетаний кх и хк установите, обозначают ли они один согласный звук или два, идущих подряд.

 

            Примечание. Сочетаниями букв аь, оь, уь обозначаются особые гласные, а буквами I и ъ, а также сочетаниями букв гI, дI, къ, тI, хь и цъ – особые согласные чеченского языка.

 

**

*

 

            Ниже приводится перевод на русский язык чеченской сказки,
в котором после некоторых русских глаголов в скобках указаны глаголы, соответствующие им в чеченском оригинале сказки. Некоторые глаголы пропущены:

 

Как волк и ягненок спорили о земле

 

            После того, как пасшаяся (дежаш) отара ушла, маленький ягненок остался (хилла) под кустом. Он ел зеленую траву, пил (молуш) родниковую воду и за лето подрос (кхиъна). Однажды ему встретился (кхаьчна) изголодавшийся (мацъелла) волк, ищущий ( … ) добычу. Задумав съесть ягненка, волк стал искать (лоьхуш) какую-нибудь причину.

            – Что ты делаешь на моей земле? Как ты посмел здесь пастись? – спросил ( … ) он.

            Это моя земля, – ответил ягненок.

            У них произошел ( … ) спор, причем каждый говорил (бохуш), что это его земля. Затем они договорились, что завтра, вернувшись со свидетелями, будут разбирать (къастош) это дело.

            Ягненок попросил (дехна) пастушью собаку быть свидетелем в его споре. Приведя (далийна) собаку на место, он спрятал (дIалачкъийтина) ее в кустах.

            Вскоре пришел и волк, приведя (далош) с собой в качестве свидетеля лису. Он спросил ( … ) ягненка:

            Где же твой свидетель?

            Пусть свидетелем будет одна лиса,  ответил ягненок.

            Они договорились, что свидетель поклянется, в знак клятвы ударяя (тухуш) ногой по кусту. Лиса, которая сговорилась с волком, повернулась (дIадирзина) к кусту.

             Этим кустом...,  произнося ( … ) начало клятвы, лиса вдруг увидела в кустах сверкающие ( … ) глаза собаки и бросилась (дедда) наутек.

            Собака выскочила (охьаиккхина) из кустов, и, напав ( … ) на волка, убила его. Лиса же, остановившись (даьлла) подальше, сказала (аьлла):

            Разобравшись (къастийна), я вижу, что это было целиком ложное свидетельство, включая хвост и ноги.

 

            Задание 3. Чем отличаются по значению Форма 1 и Форма 2?

 

            Задание 4. Заполните пропуски в тексте.

 

            Задание 5. Одна из глагольных форм в тексте сказки переведена на русский язык не совсем точно. Найдите ее и внесите необходимое исправление.

Используются технологии uCoz